Нашел тут в одном стареньком номере "Итогов"

Сила всемирного отторжения

Дмитрий Серков
____________________________

Существует ли в природе такое явление, как антигравитация? Официально ученые отвечают на этот вопрос отрицательно, а неофициально разрабатывают модели будущих гравиталетов

Любой физик скажет, что гравитация - это сила, управляющая Вселенной. Гравитация - первая из четырех фундаментальных сил природы, законы которых были открыты и сформулированы в математической форме. В законе всемирного тяготения Исаак Ньютон описал гравитацию как силу притяжения между всеми телами без исключения. Величина ее прямо пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Ученые пользуются этим законом для расчета траекторий космических аппаратов, времени стыковок на космических орбитах, запусков ракет. Но и сегодня, спустя три столетия после открытия гравитации, не существует четкого понимания механизма ее действия. Сам Ньютон практически всю свою жизнь пытался докопаться до сути гравитационного взаимодействия, но это ему так и не удалось.

Между тем, пытаясь понять механизм гравитации, ученые задумались о том, не может ли существовать в природе противоположное явление - антигравитация. Если есть силы притяжения, то, может быть, существуют и силы отталкивания? Правда, классическая наука твердо стоит на том, что "против лома нет приема", что преодолеть гравитацию невозможно. "Космические полеты на основе открытия сил антигравитации невозможны. Физических предпосылок для существования антигравитации в рамках официальной науки пока не найдено", - утверждает заведующий лабораторией ядерной оптики белорусского НИИ ядерных проблем доктор физико-математических наук Виктор Тихомиров.

Специалисты Европейского космического агентства рассмотрели за последние годы более десятка схем управления гравитацией и пришли к выводу, что большинство из них стоит за гранью реальности. Исследователи констатировали, что антигравитация пока, к сожалению, остается вне пределов досягаемости науки. Однако все ли так безнадежно?

Нереальная реальность

Одним из первых ученых, пытавшихся экспериментально доказать существование антигравитации, считается академик Владимир Челомей. В 60-е годы он проводил опыты, во время которых установил, что при вибрационном воздействии тело, имеющее большую массу и погруженное в воду, всплывает, а с маленькой массой, наоборот, тонет. "Мы продолжили эксперименты Челомея и доказали опытным путем, что если наш прибор развивает вибрационную силу, превышающую силу тяжести колеблющейся массы, то при наличии нескольких таких приборов можно получить силу, равную либо превышающую силу тяжести основного тела", - рассказывает профессор Томского политехнического университета Владимир Копытов.

- В 50-е годы ученые и конструкторы были уверены, что справятся с гравитацией, - продолжает Владимир Копытов. - Но потом тема гравиталетов плавно исчезла со страниц научных изданий, хотя не исключаю, что подобные работы продолжаются где-то в лабораториях.

Верно, продолжаются. В авиакомпании Boeing изучают результаты работы российского ученого Евгения Подклетнова. Он создал прибор, который способен защищать различные объекты от притяжения Земли. Эффект антигравитации, или, как его назвали, экранирование гравитации, был обнаружен во многом случайно. Кто-то в лаборатории курил трубку, и окружающие заметили, что дым, проходя над сверхпроводящим диском, поднимается вверх. Евгений Подклетнов расположил несколько объектов над керамическим сверхпроводниковым диском, который вращался с большой скоростью под воздействием мощных электромагнитов. В результате он обнаружил, что объекты теряют свой вес, а это означает, что ученый достиг уменьшения силы гравитации.

В 80-х годах кандидат технических наук Генрих Талалаевский, долгое время изучавший эффекты вращения, предложил свою схему устройства гравиталета. По форме аппарат Талалаевского напоминал летающую тарелку, у которой вращалась наружная часть корпуса. Дело в том, что ученый заметил: при быстром вращении волчка появляется неведомая сила, которая противодействует силе тяжести. Тогда исследователь и пришел к выводу, что у всякой вращающейся массы должно быть гравитационное поле вихревого типа.

Гравиталет последней модели

Теоретически явление антигравитации может открыть перед человечеством новые удивительные возможности. Так, многим исследователям не дает спокойно спать мечта о создании гравитационного двигателя. Например, российский физик Вячеслав Паршиков попытался создать собственный проект гравиталета - летательного аппарата с двигателем, который приводится в действие, преобразуя силы гравитационного поля Земли в энергию. Пока проект существует только на бумаге.

Гравиталет Паршикова имеет эллипсоидную форму и так же, как гравиталет Талалаевского, похож на летающую тарелку. Действовать этот аппарат, по мысли Паршикова, может так. Известно, что в ракетном двигателе происходит возбуждение атомов топлива до состояния резонанса или разрушения, при котором освобождается большое количество энергии, и ракета взмывает вверх. В модели гравиталета использован примерно тот же принцип. Если гравитация - это сила, которая связывает элементарные частицы внутри ядра атома, то искусственное воздействие на атомы электронами, исходящими из излучателей летающей тарелки, высвобождает энергию гравитации без разрушения атомов. Увеличение потока электронов равносильно нажатию на педаль газа в автомобиле.

Для передвижения через плотные слои земной атмосферы у гравиталета предусмотрены источники излучения, которые будут буквально расталкивать атомы атмосферных газов. Вместо традиционной тяги, используемой в ракетных двигателях, у гравиталета будет работать излучающая поверхность, отталкивающая массу аппарата от Земли.

По приблизительной оценке, сооружение гравиталета обойдется в полмиллиона долларов. Вячеслав Паршиков уверен, что у гравиталетов не только космическое будущее. Они могут запросто заменить и авиационный транспорт.

Приручить гравитацию

Понятно, что открытие антигравитации может сулить прорыв в освоении космоса. Несмотря на активное развитие космических исследований, многие ученые считают, что космонавтика пребывает сегодня в состоянии застоя. Подобно младенцу, научившемуся ползать на четвереньках в пределах манежа, человечество не может выбраться дальше околоземной орбиты и близлежащих планет.

За сорок лет средства и способы освоения космического пространства существенно не изменились. А между тем каждый новый полет в космос - это громадные финансовые затраты, огромные деньги, по сути вылетающие в сопло ракетного двигателя. Для того чтобы вывести на орбиту один килограмм груза, необходимо порядка 10 тысяч долларов. Чем больше груза требуется вывести на орбиту, тем тяжелее должен быть носитель. Например, ракета-носитель космического корабля "Союз-Т" при массе корабля около 7 тонн весит 310 тонн. Один к сорока четырем - таково соотношение веса полезного груза и веса средства доставки. Причем носитель - это не просто тонны металла, это тысячи килограммов высокотехнологичного оборудования, над разработкой которого трудятся сотни людей. Поэтому когда в научных кругах говорят о будущем космонавтики, то разговор в первую очередь идет о разработке перспективных ракетных двигателей - ядерных, электрических и даже о солнечном парусе.

Но сегодня многие специалисты приходят к выводу, что расширить границы познания в космосе можно с помощью изобретения принципиально иного типа двигателя. В этом качестве рассматривается гравитационный или антигравитационный двигатель. Если предположить, что в будущем человеку действительно удастся приручить силы гравитации и преобразовать их в энергию, то появится источник неиссякаемой энергии, который решит не только дефицит энергии на Земле, но и откроет новую страницу в освоении космического пространства. Отпадет как таковая необходимость тащить на орбиту тонны топлива. Космические аппараты станут легкими и смогут передвигаться в пространстве без дозаправки, используя исключительно энергию гравитационных волн. Благодаря этому космические аппараты будущего смогут достичь самых отдаленных уголков нашей галактики, а может быть, и Вселенной. Почему бы и нет?

"Итоги", 2007 №9